ЛОСЕВ Алексей Федорович

ЛОСЕВ Алексей Федорович
(10(22). 09. 1893, Новочеркасск - 24. 05. 1988, Москва) - философ, историк философии и эстетики. Учился на историко-филологическом ф-те Московского ун-та (отд. философии и классической филологии). В 1919 г. Л. избирается проф. классической филологии Нижегородского ун-та, а затем действительным членом Академии художественных наук и проф. Государственного ун-та музыкальных наук. В начале 20-х гг. круг философских общений Л. был очень широк: Психологическое об-во при Московском ун-те, Религиозно-философское об-во памяти Вл. С. Соловьева, Философский кружок им. Лопатина, Вольная академия духовной культуры, включая таких деятелей рус. религиозного возрождения, как Иванов, Бердяев, Флоренский и др. Миросозерцание Л. формируется на основе глубокого интереса к философскому учению Платона. Первой публикацией, излагающей его концепцию платонизма, была статья "Эрос у Платона" (1916). Сквозь призму платонизма Л. воспринимал самые различные проявления духовной культуры: музыка и математика; взгляды Достоевского, В. С. Соловьева, Шеллинга, Гегеля, Ф. Ницше, А. Бергсона, П. Наторпа, Э. Кассирера; физические теории X. А. Лоренца и А. Эйнштейна. С 1922 по 1929 г. Л. преподавал эстетику в Московской консерватории, общаясь с музыкантами (Гнесин, Гольденвейзер, Нейгауз) и математиками (Лузин, Егоров, Фиников). Именно в это время выходит в свет целый цикл философских соч. Л.: "Античный космос и современная наука", "Музыка как предмет логики", "Философия имени", "Диалектика числа у Плотина", "Диалектика художественной формы", "Критика платонизма у Аристотеля", "Очерки античного символизма и мифологии", "Диалектика мифа". Центральной работой, в к-рой выражались философские взгляды Л была "Философия имени" - своеобразный синтез феноменологии и платонизма. Философские идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского "Парменида", Л. положил в основание преобразования феноменологии Э. Гуссерля, превратив ее в универсальную диалектику. "Философия имени" генетически была связана со спорами об имеславии нач. XX в.; система бытия строилась на основании тщательного анализа (67 категорий) природы "имени" или "слова". Для Л. имя было особым местом встречи "смысла" человеческой мысли и имманентного "смысла" предметного бытия. В своем философском трактате Л. утверждал, что все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл и потому философия природы  и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла. Имя в своем законченном выражении понималось как "идея", улавливающая и очерчивающая "эйдос", существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный "мистический" слой бытия, когда раскрывается как миф, к-рый является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Л., совпадала с диалектикой самосознания бытия и философией вообще, т. к. имя, понятое онтологически, являлось вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии. В 1930 г. появился ряд публикаций с резкой критикой "Диалектики мифа" Л. (Л. М. Каганович, М. Горький и др.). Философ характеризовался как классовый враг, мракобес, реакционер, черносотенец и монархист. Последовавшие орг-выводы привели к аресту и "трудовому перевоспитанию" на Беломорканале. После освобождения в 1933 г. Л. в течение почти 20 лет занимался исключительно педагогической деятельностью в области классической филологии. В 1943 г. по совокупности работ ему присваивается степень доктора филологических наук, а с начала 50-х гг. начинается новый период философского творчества после долгих лет вынужденного молчания. Итогом этого периода можно считать публикацию ок. 400 научных работ (ок. 30 монографий). Выдающееся место среди книг Л. занимает 8-томная "История античной эстетики", "Эллинистически-римская эстетика", "Эстетика Возрождения", "Проблема символа и реалистическое искусство", "Владимир Соловьев и его время". В целом ряде своих поздних работ Л. предпринял попытку в определенной мере сблизить свое философское учение с марксизмом, но органического синтеза не получилось. Для мыслителя, на всю жизнь плененного платонизмом, оказалось невозможным совместить стиль чистого философствования с жестко идеологизированной системой марксизма тех лет.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЛОСЕВ Алексей Федорович" в других словарях:

  • ЛОСЕВ Алексей Федорович — (1893 1988) философ, историк античной философии и эстетики. Получил классическое образование на историко филологическом факультете Московского ун та. С 1919 проф. классической филологии Нижегородского ун та, член Психологического общества при… …   Философская энциклопедия

  • ЛОСЕВ Алексей Федорович — (1893 1988) российский философ и филолог, профессор (1923). В 1930 33 был репрессирован. В работах 20 х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии нач. 20 в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лосев, Алексей Федорович — Род. 1893, ум. 1988. Философ, историк философии и эстетики, филолог. Выпускник историко филологического ф та Московского университета. Участник Психологического общества при Московском университете, Религиозно философского общества памяти Вл.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лосев Алексей Федорович — [родился 10(22). 9.1893, Новочеркасск], советский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943). Окончил в 1915 историко филологический факультет Московского университета. Читал курсы античной литературы, логики, эстетики …   Большая советская энциклопедия

  • Лосев, Алексей Федорович — Лосев, Алексей Фёдорович Алексей Фёдорович Лосев Дата рождения: 10 (22) сентября 1893(18930922) Место рождения: Новочеркасск, Россия Дата смерти: 23 мая 1988 Место с …   Википедия

  • Лосев Алексей Федорович — Лосев, Алексей Фёдорович Алексей Фёдорович Лосев Дата рождения: 10 (22) сентября 1893(18930922) Место рождения: Новочеркасск, Россия Дата смерти: 23 мая 1988 Место с …   Википедия

  • ЛОСЕВ Алексей Федорович — (1893 1988), русский философ, ученый. Родился 10 сентября 1893 в Новочеркасске. Окончил историко филологический факультет Московского университета, в 1919 был избран профессором Нижегородского университета. В начале 1920 х годов Лосев становится… …   Энциклопедия Кольера

  • Лосев Алексей Федорович — (18931988) русский философ и филолог. Родился в Новочеркасске, окончил Московский университет в 1915 г., одновременно получил музыкальное образование. В 1930 1933 гг. был подвергнут репрессиям. В послереволюционные годы работал преподавателем… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Лосев Алексей Федорович — (1893 1988) российский философ. Подвергался преследованиям, аресту (10 лет в лагерях), около 25 лет не публиковался, работая «в стол» и зарабатывая на жизнь переводами. Главным трудом Лосева является серия работ под общим названием «История… …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • ЛОСЕВ Алексей Федорович — (10 (22).09. 1893, Новочеркасск 24.05. 1988, Москва)    философ, переводчик и комментатор античной литературы (в т. ч. Платона), ареопа гитского корпуса, трактатов Николая Кузанского, педагог. Окончил Новочеркасскую классическую гимназию (1911),… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Лосев, Алексей Федорович — (1893 1988)    исследователь античной культуры, философии и эстетики, доктор философ, наук. Л. автор свыше 300 печатных трудов, в том числе монографий «Античный космос и современная наука» (1927), «Философия имени»(1927), «Критика платонизма у… …   Античный мир. Словарь-справочник.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»